Калмыцкий благотворительный Фонд культуры "Наследие" им. Номто Очирова - 2016

 

Реквизиты счета:
ИНН 7707083893
КПП 081601001
р/с 40703810960300100642 в Калмыцком ОСБ №8579 г.Элиста, Ставропольского отделения №5230 ПАО Сбербанк г.Ставрополь
БИК 040702615
к/с 30101810907020000615

 

Похождение Бакши Джиджетена

      Лет 400 тому назад (1) в Малодербетовском улусе жил один манджик по имени Джиджетен (2). Раз как-то встал он рано утром и на полуденной стороне увидал на небесах сяющее Зу. Это явление он принял за предзнаменование, повелевающее ему идти в Тибет на поклонение богам. Сопутствовать ему в таком, святом предприятии изъявили своё согласие 30 гелюнгов, родом Торгоутовские, и все они без всякого запаса отправились в путь. Идут они 30 дней, но на дороге не попадается им ни одной кибитки. Наконец на 31-й день попалась им кибитка, да такая огромная, красивая да богатая, какой они никогда невидали. Кибитка стояла на зеленом лугу близь ручья. Спутники вошли в кибитку и в ней увидели старика со старухою сидящими у огня, на котором курилась арака. На кровати они увидели умершего мальчика, а на сундуке пред шютяном Яман-Дага (небесный воин) горит лампада. Хозяин кибитки оказал сердечное радушие гостям. Угостивши бурханов аркой (принеся жертву), он стал угощать гостей. Гости, за исключением Джиджетена, отхлебывали понемногу из поданных им чашек и отдавали их назад, уверяя хозяина, что они ни чего не пьют; хозяин подал Джиджетену полную "чукчайку" (в роде бокала) и просил его выпить. Тот, не долго думая, низко поклонился хозяину и выпил чукчайку до дна. Тогда старик сказал Джиджетену: "Ты хара манджик (а он действительно был черный), будешь счастливь за то, что не обманул меня и выпил моей арки". После этого старик стал просить гелюнгов похоронить его сына, что гелюнги охотно исполнили. Но только что они успели похоронить умершего, как кибитка исчезла. Вместо прекрасного луга оказались сыпучие пески, на которых ясно обозначились слова: Богдын-Гегян. Спутники поняли, что этот старик был не простой человек, а бог, а потому они сильно испугались, припомнив, что они его обманули, отказываясь от арки. Вдруг к Джиджетену подбегает белая лань, на нее Джиджетен садится верхом и они скрываются из виду гелюнгов, пораженных своим гибельным положением среди сыпучих песков. Джиджетнъ в три дня въехал в Зу, где его приняли и угостили на славу. На другой день по приезду повели его в самое святилище. Оно было сделано из чистого золота и окопано широким и глубоким рвом, но чрез который местные обыватели ходили свободно, как будто не было никакой преграды, ибо они были безгрешны. Таковым же оказался и Джиджетен, ибо и он свободно перешёл ров. Бакши (настоятель монастыря), видя его святость, посвятил Джиджетена в гелюнги и последний в новом сане прожил там ровно год, после чего он удостоился увидеть "самодвижущихся (3) богов золотых: Бакшин-Гегян, Далай-Ламу, Быдыл-Геген и Дярк-Гегян и др. На кануне отъезда монахи монастыря сделали прощальную пирушку, на которой главную роль играла одна хорошенькая женщина. Она прислуживала пирующим: подавала араку, баранину, шулюн (4). В присутствии пирующих женщина надоила молока от невидимой коровы, забелила чай и угощала им гелюнгов. В конце пирушки она подала пустую чашку Джиджетену и просила его облизать ее. Но тот с сердцем ответил, что он никогда не лизывал чашки после женщин и теперь не намерен. Но женщина с сожалением заметила Джиджетену, что он в настоящем случай ошибся, что не согласился вылизать чашку и объявила ему, что она богиня Даркин-Гегянъ, и что она намеревалась было идти с ним в его страну, если бы он взял от неё чашку; сказав это, женщина скрылась. Долго после этого Джиджетен плакал, но бакша, чтобы утешить гостя; предложил ему взять бурхана Далай-Ламу, на что Джиджетен охотно согласился и на следующий же день отправился домой. Но на дороге немного не доезжая до Астрахани, Далай-Лама, видя, что калмыки здесь великие грешники, скрылся от глаз Джиджетена и все поиски со стороны Джиджетена остались тщетными. Но он хорошо запомнил фигуры Дяркин-Гегяна и Далай-Ламы и по приезде, домой, он сделал из золота этих бурханов по образцу которых бурханы делаются и в настоящее время.

________________________


       1. Время жительства Бакши Джиджетена по различным преданиям различно сказывается. По одним 400 лет тому назад, по другим 120 лет. Духовенство Маныческого хурула (что близь поселка Шандасты) придает больше веры первому показанию.
       2. Бакша Джиджетен по преданию калмыков первый удостоился видеть воочию богов. Он первый стал изображать их в культурном и олеографическом видах, так что произведения его сделались образцом для последующих мастеров в искусстве изображения богов. Отличительная черта писания шютенов (образов) по образцу Бакши Джиджетена заключается в следующем. 1) Бурханы изображаются в сидячем виде "по калмыцки" не редко с трубкой во рту. 2) Лица бурханов чисто монгольского типа. Глазные отверстия изображаются так, что линии, проведенные чрез глазные отверстия к концу носа, составляют угол в 900. 3) Краски употребляются самые яркие, преимущественно жёлтая, красная, пунцовая, черная и синяя. Вышеупомянутые произведения имеют громадное преимущество пред прочими.
      3. По толкованию калмыков бурханы самостоятельно и беспрерывно мотают головами в правильном порядке: вперед, назад, вправо и влево.
      4. Крепкий бараний бульон.

 

 

 

   
 

358011, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, д.18а
здание МУ КЦ Родина, nasledie-08@yandex.ru